Дорога туда

И вот долгожданный день «Х» настал. В третьем часу утра 12 июля мы погрузились в машину и, обнулив счетчик одометра, двинулись в путь. До намеченного пункта ночлега нам нужно было преодолеть в этот день чуть больше 1300 км. Город нас провожал кромешной тьмой, как оказалось, так городские власти экономят, и с 2 до 5 ночи освещение городских улиц отключено полностью. Проехав по темным улицам города практически в одиночестве, мы выехали на трассу М5 по направлению в сторону Пензы и тут окончательно поняли, что это свершилось и мы снова едем в Европу! И пусть до нее еще 2000 км и два дня пути, но сам факт начала путешествия нас вдохновлял и радовал.
«Любимая» М5 за прошедший год не особо поменялась — так же старые участки сменялись зонами активного ремонта, иногда выводя на уже отремонтированную дорогу. И только за Кузнецком, не доезжая села Чаадаевка, нас ждал приятный сюрприз — абсолютно новый прямой участок дороги с разделенными полосами по два ряда в каждом направлении, выходящий на старую трассу уже практически у Пензы. Новый участок срезал самый неприятный кусок перегона Кузнецк-Пенза, с множеством населенки, узкой извилистой дорогой с постоянным запрещением обгона, местами проходившей через болота с ограничением скорости до 40 км в час. Ура, хоть здесь увидеть, что ремонт одной из основных российских дорог не стоит на месте и не ограничивается только латанием ям.
Сразу за Пензой, свернув с М5, мы попали в полосу сплошного тумана, который сопровождал нас больше половины пути до Тамбова. В зависимости от рельефа он то немного рассеивался, то сгущался до состояния невидимости дороги впереди машины, то переходил в мелкий дождь. Разгоняться выше 80 км/ч было страшновато, про обгоны местами речь вообще не могла идти, радовало только то, что транспорта, как встречного, так и попутного практически не было.
Около 10 часов утра мы въехали в Тамбов. На этот раз, дабы не плутать по городу, решили проехать по объездной. Дорога с неплохим покрытием проходит через густой лес, и на одной из площадок для отдыха мы остановились, чтобы спокойно позавтракать и подышать лесным воздухом. Дальнейший наш маршрут практически не отличался от прошлогоднего, особых изменений на внутриобластных дорогах Тамбовской, Липецкой, Орловской и Брянской областей тоже не произошло, разве что появилось больше заправок Роснефти, что позволяло без проблем заправляться качественным бензином, да еще и по карточке со скидкой. Не смотря на единый бренд, стоимость бензина в каждой области своя — от 20,3 руб/литр 92-го в Пензенской области до 18,8 руб в Орловской и 19,1 — в Брянской. Как и в прошлом году, самым неудобным участком был перегон Орел — Брянск и далее. Здесь и обилие населенки, и колейность дороги, переходящая в «стиральную доску», и множество гаишников, особенно в Брянской области. Но, не смотря ни на что, ехали мы ровно и спокойно, гаишникам были не интересны, хорошая погода тоже нам способствовала, поэтому к гостинице мы подъехали к 22 часам, практически как и планировалось. Семейный номер в гостинице представлял собой небольшое помещение с двуспальной и односпальной кроватью, столом, парой стульев, телевизором, санузлом с душевой кабиной. Не скажу, что все было чисто и идеально, но для одной ночи по пути вполне достаточно. Поужинав остатками домашних запасов, мы легли спать, довольные первым днем путешествия.
Дорогу следующего дня можно было считать отдыхом — по плану нужно было проехать около 700 км до польской границы, перейти ее и остановиться на ночь где-нибудь в начале Польши. Поэтому мы не планировали особо ранний подъем, дав себе отдохнуть после 19-часового пути. Встав около 8 утра, мы неплохо позавтракали в кафе при гостинице и поехали дальше. За несколько километров до белорусской границы на Роснефти залили полный бак и через несколько минут подъехали к таможенному переходу. Как и в прошлом году, тут нас никто не остановил, даже попросили жестами проезжать быстрее, дабы не мешать маневрам многочисленных фур. Через несколько километров — пункт транспортного контроля, на котором за 161 российский рубль купили право транзитного проезда через Белоруссию и обменяли на всякий случай 1000 наших рублей на 86000 ихних. Времени в запасе было достаточно, поэтому эту самую спокойную часть пути за рулем была супруга, я же отдыхал на пассажирском сидении. Заправлялись по пути два раза — сначала где-то посередине, затем уже в Бресте, перед самой границей. Стоимость бензина по всей Белоруссии одинакова — 2220 белорусских рублей или 24,8 российских за литр.
В очереди на границе с Польшей стояло около 15 машин. Подождав примерно минут 10, нас всех запустили на белорусский погранпереход. Особого внимания к нам не было, стандартные вопросы, беглый взгляд на багажник и все, движемся к шлагбауму у моста. Белорусский пограничник у моста приветливо улыбается: «Привет, Самара!», и, из праздного интереса спросив характеристики нашей машины, выпускает нас на мост через пограничную реку, на другом берегу которой нас ждет Польша. Здесь тоже все в штатном режиме, дежурные вопросы, въездной штамп на визе — и вот мы снова в Польше, как будто и не прошел целый год с нашего прошлого визита. На весь переход границы ушло чуть более 40 минут. На часах около 5 часов дня европейского времени, сразу за переходом меняем 100 евро на 430 злотых и неспешно двигаемся по дороге в поисках потенциального жилья. Была мысль продолжить движение еще часа 3-4, но вспомнив, что чем глубже в Польшу, тем сложнее будет найти ночлег, да и темнеет тут рано, решили просто по ходу продвижения искать что-нибудь подходящее. Так мы потихоньку доехали до городка Бяла Подласка, в который и решили заехать для окончательного поиска ночлега. В заранее распечатанном списке значилось почти два десятка мест, времени было достаточно, и мы не спеша крутились по городу, выбирая подходящее место. Надо сказать, что кризис все-таки сказался на мелкогостиничном бизнесе в Польше, некоторые из гостиниц в списке оказались закрытыми. Идеальное место было найдено практически в конце списка — небольшая гостиница «Золотая рыбка» на тихой улочке, среди обычных жилых коттеджей. Большой трехместный номер с балконом обошелся нам в 125 злотых плюс 7 злотых за парковку в закрытом внутреннем дворе. На цокольном этаже гостиницы был неплохой бар, из которого мы заказали себе замечательный ужин на троих в общей сумме на 60 злотых с учетом 2-х литров разливного пива и чаевых. План второго дня пути был успешно выполнен, а на завтра нас ждал транзит через Польшу и Чехия — всего около 900 км.

Из гостеприимной «Золотой рыбки» мы выехали в 6:30 утра, предварительно забронировав понравившийся нам номер на обратную дорогу. Маршрут по Польше в большей его части был так же аналогичен прошлогоднему, только после объездной Ополе мы поедем не на запад, а на юг, в сторону Чехии. В общем-то особых сюрпризов по проверенной дороге не встретилось, а знакомые виды небольших городков и поселков окрыляли в предвкушении предстоящего отдыха. Ремонтов на дорогах в этом году было побольше, но организованы они четко и аккуратно, да и трафик в этих местах небольшой, так что 2-3 минуты паузы на реверсивном светофоре влияния на график движения не оказывали. На обед заехали на уже знакомую заправку с Макдональдсом в Честохове, не доезжая Ополе не заметили указатель объезда ремонтируемого участка и пришлось немного поплутать по деревням, пугая местное население российскими номерами, и вот она, развязка. В прошлом году здесь мы уходили направо, в сторону Вроцлава, теперь же нам прямо, на Нысу (Nysa).
Постепенно ландшафт становится более гористым, дорога все чаще петляет и ведет то вверх, то вниз. Трафик не сказать чтобы плотный, но в одиночку ехать практически не приходилось, особенно учитывая, что возможностей обгона становилось все меньше. На горизонте вырисовывались неслабые тучи, которые в конце концов вылились на нас сильным проливным дождем, к счастью недолгим. На заправке неподалеку от границы заправились до полного польским бензином и за 70 злотых купили месячную виньетку для проезда по чешским автобанам. Если перевести в кроны, то в злотых получается дороже, на будущее есть смыл покупать виньетку не в Польше, а уже в Чехии, т.к. автобан все равно начинается не сразу от границы. И вот она, Чехия! Граница, как всегда в ЕС, узнается по соответствующему знаку и заброшенным зданиям таможенного терминала, а впереди нас на тротуаре группа детей на роликах катается из Польши в Чехию и обратно…
Первый же чешский город Наход (Nachod) заметно отличается от своего польского соседа. После одноэтажно-коттеджной Польши Чехия встретила нас образцами социалистического строительства. Чешские водители не отличались особым трепетом к правилам дорожного движения, неслабо нарушая скоростной режим и без стеснения обгоняя через сплошную.
Едва заметный указатель «Praha» вывел нас на недавно отстроенный кусок автобана 11, по которому нам предстояло проехать последний участок пути до столицы Чехии. Практически половину пути по нему мы ехали в полном одиночестве, изредка замечая встречных за отбойниками, но так никого не догнав, впрочем как и сами не были никем настигнуты. Время от времени где-то в подсознании всплывало сомнение «А туда ли мы едем?», но здравый смысл и указания навигатора давили эти мыли на корню. Солнце постепенно клонилось к закату, машин вокруг становилось все больше, чувствовалось, что мы приближаемся к Праге. Полностью положившись на навигатор, мы двигались к центру города. Окружающий городской пейзаж менялся с высотно-индустриального на классически-архитектурный, асфальт под колесами сменился брусчаткой, улочки становились все уже, движение на них — преимущественно односторонним…

Несколько поворотов — и вот мы перед конечной целью — на Бетлемской площади, у апартаментов «Happy Prague». На часах — 21:30 европейского времени. На звонок вышел администратор — жизнерадостный улыбающийся итальянец по имени Чиро, открыл нам ворота и впустил в небольшой внутренний дворик, предназначенный для парковки авто проживающих. В ближайшие два дня наша машина, успешно преодолевшая почти 3000 км от дома, будет тут отдыхать, пока мы пешком гуляем по Праге.