Дорога домой

Не спеша проехав 450 км по почти пустынным автобанам Германии и Чехии, около 2-х часов дня мы были в Праге. Прежде чем ехать в гостиницу, мы свернули в ближайший супермаркет, где оторвались на закупке десятка сортов чешского пива по цене в пересчете на рубли 15-30 руб. за бутылку. Забронированная гостиница Juno располагалась в спальном районе, была построена в лучших традициях советской архитектуры, и даже внутренняя отделка деревом не спасала ее от ощущения совковости, которое поддерживал и не особо дружелюбный персонал. Радовала только цена в 40 евро за 3-х местный номер с включенным завтраком. Ну да ладно, провести нам в нем всего одну ночь. Выезжать планировали рано, поэтому попросили девушку на ресепшене организовать нам завтрак с собой в пакеты, тем более, что такая возможность была указана в буклете. Однако она такой просьбе очень удивилась и несколько раз бегала в ресторан, чтобы наконец подтвердить возможность раннего завтрака.
Из Праги до Бяла Подласка мы решили ехать другим маршрутом — через Брно и Краков. По километражу он был длиннее, чем первый маршрут, но зато меньше ехать по Польше и больше по Чехии. В половине седьмого утра мы отъехали от гостиницы. Движение было уже достаточно активным, и плотность его почти не снижалась до самого Брно и дальше, в отличие от полупустого «немецкого» направления. Качество дороги тоже оставляло желать лучшего — постоянно попадались участки с явной «стиральной доской» разной плотности и высоты «волн». До границы с Польшей автобан не доходит, а только еще строится, поэтому мы ехали то по узким двухполоскам, то выезжали на новые участки автобана. На польской стороне, перед развязкой в городе Бельско-Бяла мы уткнулись в огромную пробку и информационный щит, что впереди проезд по автобану 1 закрыт. Испытывать судьбу в ожидании не хотелось и мы перепроложили маршрут по сельским дорогам на Краков, с последующим выездом на трассу 7. Краков мы проехали с юга на север практически через центр, но выезд на 7 дорогу «Краков — Варшава» особо облегчения не принес. Дорога, соединяющая столицу со вторым по величине городом, отличалась приличной загруженностью, в основном по одной полосе в каждую сторону, с обилием населенки и редкими возможностями для обгона. Ко всему прочему, дорога активно ремонтировалась, а значит попадались участки с ограничением скорости, реверсивным движением и даже съездами на участки объезда. В некоторых местах, в основном около развязок, дорога расширялась и на какое-то время давала возможность нажать на газ и объехать толпу нудных грузовиков. За Радомом мы наконец-то свернули с утомительной «семерки» на привычную и спокойную 48 дорогу. Здесь нам впервые за все время пару раз попались полицейские, которые ловили на скорость. Первый раз в каком-то городке, но тут я ехал по правилам и проехал незамеченным, второй раз — в лесу на ровном участке трассы. Здесь повезло, что мы ехали хоть и с небольшим превышением (около 110 км/ч), но группой и нескольких машин, и, увидев суету у первых, успели сбросить скорость.
В начале девятого вечера мы были уже в Бяла Подласка, в полюбившейся нам «Золотой рыбке». Если сравнивать прямой и обратный маршруты от Бяла Подласка до Праги, то маршрут через Брно, хоть и был более чем на 100 км длиннее и по ощущениям более утомительный (а может это просто эффект дороги домой?), но тем не менее был пройден на час быстрее первого, а если бы не было ремонта у Бельско-Бяла и последовавшего за этим проезда через Краков, то вполне можно было сэкономить еще около получаса.
Следующий день ожидался достаточно спокойным и с недлинной дорогой, поэтому выехали на час позже, чем обычно — около восьми утра. На заправке мы обменяли остатки злотых на бензин, спокойно и быстро перешли границу, ничем не заинтересовав ни польских, ни белорусских пограничников. До свидания, Европа! Надеемся еще увидеться! После съезда с М1 в сторону Гомеля за руль по традиции села жена, Белоруссию проехали без особых впечатлений, разве что на российской границе несколько минут пришлось наблюдать за виртуозными миллиметражами дальнобойщиков на фурах, которые занимали места на стоянке с минимальным интервалом друг о друга. В начале седьмого уже московского времени мы приехали все в ту же гостиницу «Не горюй!» в Брянской области.
Впереди был последний день пути, самый трудный, как физически, так и эмоционально. Мы выехали перед рассветом, в 5 утра, надеясь к полуночи в два водителя доехать до дома. До самого Ельца мы шли вполне по графику, но небольшой кусок трассы М4 на нашем пути испортил все планы. По пути туда особых пробок в этом районе мы не наблюдали, а поэтому решили не давать крюк через город, а проехать по трассе. Проезд через ремонтируемый мост хоть и был медленным, но не критично, мы почти не останавливались, а главный сюрприз нас ждал за городом. Там велся ремонт трассы на участке около километра с перекрытием одной полосы движения и без организации не только объезда, например по времянке по обочине, но и без присутствия сотрудников ГИБДД, поэтому на однополосный участок прорывался, тот поток, который успевал. Нам в этот раз не повезло. Зато вокруг вились местные с табличками «Проведу через пробку» с тарифами от 100 до 300 рублей. Объезд предполагался по полям, что для нашей низкой и маленькой машинки было не лучшим вариантом, да и ехали все в основном на юг, а нам нужно было свернуть на Липецк. В итоге на преодоление примерно 15-километрового участка М4 у нас ушло почти 2,5 часа и только вырвавшись на пустынное липецкое направление, мы вздохнули спокойно. После Тамбова на пути к Пензе нас застал неслабый дождик, который затем порадовал большой яркой радугой, которая на протяжении нескольких десятков километров поворачивалась к нам разными сторонами. К девяти вечера мы были в Пензе, тут мы заправились и выпили кофе, впереди последние 250 км. За окном уже были сумерки, постепенно сгущалась темнота. Отремонтированный четырехполосный участок мы пролетели легко, а вот дальше было тяжелее. Участки ремонта, дорог, без особых затруднений проходимые днем, в темноте отличались слабо, приходилось замедляться до 40 км/ч и менее. Ко всему прочему, в Кузнецке нас опять застал дождь, который не прекращался до самого дома, да и накопленная за день усталость давала знать. И вот долгожданный знак «Сызрань», на часах 2 часа ночи по Москве, здравствуй, родной город! А родной город встретил нас полным отсутствием уличного освещения, мокрый асфальт разбивал свет фар на сотни бесполезных бликов, и только моргание светофоров служило ориентиром. Еще чуть-чуть — и мы дома, ура! Второе покорение Европы прошло успешно!

В заключение — несколько цифр для тех, кто самостоятельно планирует путешествие.
Общий пробег за 24 дня составил 8300 км по территориям пяти стран, потрачено 540 литров бензина по цене от 18,8 руб/литр до 1,32 евро/литр, средний расход — 6,5 литров/100 км.
Основные статьи расходов (в евро):
— подготовка (визы, страховки и т.п.) — 430
— проживание — 1550
— бензин — 450
— прочие авторасходы (платные дороги, виньетки, транзиты, парковки) — 60
— питание — 750
— туризм (билеты, музеи, аттракционы, экскурсии, подъемники, сувениры) — 610
— прочие и непредвиденные расходы — 250
Т.е. с учетом подготовительных расходов средние ежесуточные затраты на одного человека составили примерно 55 евро. Что характерно, такая же цифра обязательного наличия денежных средств (50-60 евро/чел/сутки) фигурирует в условиях выдачи шенгенской визы. Конечно, можно обойтись и меньшими средствами (я не скажу, что мы отдыхали «на широкую ногу», но и особо ни в чем себе не отказывали в пределах разумного), но ориентироваться на эту цифру вполне можно.