Австрия. Высокогорная дорога Гроссглокнерштрассе

Пять дней на берегу Вольфгангзее пролетели незаметно, рано утром 25 июля мы покинули Озерный край и направились в сторону столицы Австрии — Вены. Но самая простая дорога по автобану А1 нам была совершенно неинтересна и мы решили сделать приличный крюк и проехать через известную высокогорную альпийскую дорогу Гроссглокнер (Grossglockner Hochalpenstrasse), уходящую на высоту до 2500 метров.
От Зальцбурга до въезда на Гроссглокнерштрассе примерно 100 км. Сначала едем по автобану А10, и примерно через 50 км свернуть на 311 дорогу, проехать по ней еще около 45 км и по указателям на развязке в городке Брук (Bruck) уйти в сторону гор, на Гроссглокнер. Когда утром мы выезжали из Санкт-Гильгена, погода была солнечной и ничего не предвещало проблем. Но по приближению к горам на небе все чаще стали появляться облака, затем тучи, а когда мы подъехали к пункту оплаты проезда по горной дороге, то небо было полностью затянуто, моросил мелкий дождь, а горы были укрыты пеленой тумана и облаков.

Так что подъем нам предстоял в самых неблагоприятных условиях. Оплатив 28 евро за проезд по дороге и получив специальную наклейку покорителя Гроссглохнерштрассе и путеводитель, мы въехали на основной участок дороги.
Высокогорная альпийская дорога Гроссглокнер (Grossglockner Hochalpenstrasse) была построена в 1930-35 годах и является культурным памятником. 48 километров дороги проходят по живописнейшим местам австрийских Альп, приводя путешественников на смотровую площадку с видом на самую высокую гору Австрии, Гроссглокнер (Большой колокол, 3798 м) и спускающийся к ее подножию ледник. По пути есть точки остановки с магазинами, кафе, площадками для отдыха и игр и различными выставками, рассказывающими о природе и обитателях этого горного края. Покорить Гроссглокнерштрассе считается за честь не только у простых автотуристов, но и у байкеров, велосипедистов, владельцев олдтаймеров. И если байкеры едут обычно быстрее автомобилей, то обогнать велосипедистов на подъеме иногда бывает весьма затруднительно, особенно если они едут парами.
…С каждым метром подъема погода становилась все хуже. Ехать вверх по мокрой дороге на машине с мотором 0,8 литра было тяжеловато, приходилось ограничивать автомат второй, а иногда и первой скоростью, чтобы обеспечить более-менее эффективный подъем. Почти на каждом вираже имелась небольшая парковка-отстойник с небольшой смотровой площадкой, на которых мы и останавливались, чтобы дать машине отдохнуть. Видимость приближалась практически к нулевой. Если в начале подъема еще можно было увидеть хотя бы лес внизу, у подножья, то чем выше мы поднимались, тем видимость становилась все меньше. Ни о каком «любовании» окружающими видами речь уже не шла, и даже описанную в путеводителе как самую интересную для обзора смотровую площадку северной стороны Альп на высоте 2428 метров мы пропустили — ничего, кроме самой площадки с нее не было видно. Тем временем мы уже поднялись до высоты, на которой лежал снег. Сначала это были отдельные участки относительно далеко от дороги, потом их становилось все больше и больше. У очередного из них мы остановились — тут уже была возможность подойти к снегу и поиграть в снежки. Радости дочки не было предела — ну когда бы еще в конце июля поиграла в снежки! Еще немного — и мы достигли верхней точки дороги — 2504 метра над уровнем моря. За бортом плотный туман, моросит дождь, очень холодно (не больше +5) но мы останавливаемся на парковке, ведь вокруг огромное количество снега! Дочь, одев на себя все теплые вещи, что были в запасе, радостно побежала на снежный склон, ну а мы сделали несколько фоток, на сколько позволяла видимость. Немного отдохнув, поехали дальше. В нескольких десятках метров от стоянки — небольшой тоннель, который выводит нас на другую, южную сторону перевала. И, о чудо!!! Как будто мы проехали не 100 метров тоннеля в горе, а как минимум вынырнули в другом полушарии — на этой стороне Альп ярко светило солнце и не было почти не облачка! Вот тут-то мы, наконец, увидели всю красоту гор — вверху заснеженные вершины, а перед нами и ниже — зеленые склоны, покрытые лесами и лугами, иногда пересекаемые горными ручьями. И хотя температура воздуха была тут не на много выше, но припекающее солнце компенсировало холод, создавая необычное ощущение мороза и тепла одновременно. Вот тут уж мы оторвались с фотографированием и любованием открывшимися пейзажами. На каждой стоянке — лавочки, а еще — стенд, описывающий все видимые с этой точки горы и места, а так же растения, здесь растущие. И если поднимались в гору мы с мыслью: «Жутко, поскорее бы уже это закончилось» и идею заезда на ледник я даже не озвучивал, боясь вызвать непонимание со стороны семьи, то теперь, увидев солнце и настоящую красоту гор, вопросов не было — конечно на ледник!
Смотровая площадка расположена на высоте 2369 метров и имеет полноценную туристическую инфраструктуру. Здесь и большая бесплатная автостоянка, и четырехэтажный выставочный комплекс, и информационный центр, и несколько кафе и сувенирных магазинов. Отсюда открывается отличный вид на несколько горных вершин, в том числе и на самую высоку гору Австрии — Гроссглокнер. К сожалению, облачность с севера уже начала переваливаться за хребет гор, и Гроссглокнер был не виден в дымке. Зато поражал взгляд спускающийся с гор ледник Pasterze. Вниз, к леднику можно спуститься как пешком (такое путешествие займет порядка 2 часов), так и на канатной дороге. Мы полюбовались видами, зашли в магазин, купили сувениров и разных бутербродов и сели в машину на перекус с заранее запасенным чаем в термосе. Несмотря на солнце, на улице было ветрено и холодно, да и подбиравшиеся с севера тучи уже начали сыпать уже успевшим надоесть дождем. На часах было около 3 часов дня, а нам еще добираться до Вены. Прощай, Гроссглокнер, мы тебя покорили, и ты нас тоже!
Спуск с гор, хоть и был легче, чем подъем, но все же машинке приходилось и тут несладко. На затяжных спусках пользоваться тормозами постоянно опасно, мы видели не одну машину, стоявшую на обочине с дымящимися тормозами. Приходилось тормозить двигателем, ограничивая скорость 2 передачей, но и тут двигатель раскручивался до высоких оборотов, и его становилось жалко. Но тем не менее, с остановками и отдыхом, мы доехали до выезда с трассы. Ура, мы сделали это! Вперед, на Вену! И тут я не проконтролировал навигатор, который, вместо длинного, но простого пути по автобану А2 мимо Граца, повел нас по короткому и прямому пути по внутренней дороге S6. Заметил я это уже поздно, когда мы, постояв в пробке на небольшом участке А10, окунулись в настоящую австрийскую глубинку. Не скажу, что дорога была плохой, покрытие идеальное, но так как мы проезжали через самый центр Австрии, то мы еще долго ехали по горам, хоть и не таким высоким, как Гроссглокнер, но, тем не менее, навигатор в некоторых местах показывал высоту местности за 1000 метров над уровнем моря. Обилие поворотов, подъемов и спусков, населенных пунктов ограничивало среднюю скорость движения где-то до 70 км/час. Местами было жутковато — мы практически не видели местных жителей, хотя проезжали через городки и поселки — ухоженные поля, красивые дома, чистые улицы — и практически ни души! Удивительно… В одном городке наша дорога проходила прямо через арку старинного дома, сужаясь до одной полосы. Бензин подходил к концу, а заправок видно не было… Наконец, увидев заветный знак, мы немного отклонились от маршрута и заехали на заправку. Суббота, уже почти вечер, магазинчик при заправке закрыт, сама заправка автоматическая. Инструкция, естественно, на немецком языке, вот засада! На наше счастье, к соседней колонке подъехал пожилой мужчина, который и помог нам заправиться. Скормив шайтан-машине 15 евро, мы залили почти столько же литров бензина, можно дальше ехать спокойно. Когда совсем сельская и горная часть дороги постепенно закончилась, стали появляться участки с двумя полосами в каждом направлении, у нас отлегло от сердца — скоро приедем. На автобан А2 в 50 км от Вены мы выехали уже в сумерках. Что больше всего поразило на этом участке — это обилие тоннелей. Их было не меньше двух десятков, разной длины, от 100 метров до полутора километров. Я так думаю, что если все их сложить рядом, то получится как раз расстояние по прямой от Джубги до Сочи. Ну почему маленькая Австрия смогла это сделать, а огромная Россия так и гоняет своих жителей в единственный морской курорт по жуткому серпантину? Эх…
Хотя за окном было не больше 10 часов вечера, улицы вечерней Вены были практически пусты. Навигатор не ошибся и привел нас точно к въезду в подземную парковку нашей гостиницы Holiday Inn Vienna City. Звоним в селектор, называем администратору фамилию и номер брони — ворота поднимаются и мы внутри парковки. Еще примерно полчаса ушло на размещение, неожиданно приятно было получить ваучеры на бесплатный завтрак — он в стоимость номера не входил, а отдельно стоил почти 20 евро с человека. Небольшой перекус из имевшихся запасов, 50 грамм запасенного из дома коньяка, и спааать… Здравствуй, Вена!