Германия. Замок Нойшванштайн

Около 4 часов дня мы были у зарезервированного хостела в Фюссене. До нашей экскурсии в Нойшванштайн оставалось еще 2 часа, и мы хотели заселиться. Однако хозяина хостела на месте не было, мы связались с ним по оставленному телефону. Он нам предложил спокойно ехать на экскурсию, а по возвращению он нас разместит. Нас это вполне устраивало и мы поехали в сторону замка Нойшванштайн.

Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Этот замок считается самым посещаемым туристическим местом Баварии и одной из главных достопримечательностей Европы. Замок был заложен по распоряжению короля баварского Людовика II в 1869 году. Название его дословно переводится как «Новый лебединый утес». Лебедь — символ старинного германского рода Швангау, к числу преемников которого причислял себя и Людовик II, а так же лебедь — герой многих произведений немецкого композитора Рихарда Вагнера, другом и главным поклонником которого так же был Людовик. Место для замка было выбрано живописное, для его постройки была взорвана верхушка предгорной скалы, и на образовавшейся площадке началось строительство замка. Основная его часть была завершена к весне 1884 года, здесь Людовик II провел большую часть из оставшихся ему двух лет жизни. После смерти короля дальнейшее строительство было прекращено, в итоге не была построена главная башня с церковью в готическом стиле высотой 90 м, которая должна была стать самым высоким строением замка. Людовик не хотел, чтобы его замок был доступным для простых людей, однако огромные долги за строительство вынудили владельцев замка уже через 6 недель после смерти Людовика открыть в него платный доступ для всех желающих. После низложения монархии в начале XX века замок был превращен в историко-музейный комплекс.
Замок Нойшванштайн расположен в нескольких километрах от города Фюссен. У подножия скалы находится парковка для автомобилей и информационный центр, где приобретаются билеты на посещение. Посещение замка поставлено на поток и билеты продаются строго на определенное время. Подъем к самому замку занимает 30-40 минут пешего хода, можно так же воспользоваться гужевыми повозками или автобусом, но они тоже идут не к воротам замка, а к промежуточной площадке, от которой нужно подниматься еще минут десять.
Но наше посещение замка немного отличалось от стандартного. Еще при подготовке к поездке на официальном сайте замка я обнаружил, что каждую среду после закрытия замка организуются специальные экскурсии для людей с ограниченными возможностями. Это было то, что мне нужно, и я по электронной почте записался как раз на такую экскурсию. Это давало нам несколько весомых преимуществ:
— безбарьерную эскурсию по пустому замку
— экономию на билетах (мой билет и билет для дочки бесплатные, супруге — со скидкой)
— возможность запарковаться на собственной машине прямо под стенами замка, а не на нижней парковке.

Около 5 часов вечера мы подъехали к началу подъема к замку. Я ожидал увидеть шлагбаум на въезде в гору с проверкой пропусков и т.п. однако кроме обычного запрещающего знака и ограничения скорости ничего не было. На всякий случай я приготовил распечатку заказа экскурсии и мы потихоньку поползли вверх. Машина с АКПП была как нельзя кстати, т.к. мы реально ползли, со скоростью не больше 10-15 км/ч. Дорога к замку не очень широкая, заполнена пешеходами, обогнав которых все равно упрешься в гужевую повозку, объехать которую практически невозможно, а ехать сзади, скажем так, не очень комфортно и приятно. Поэтому мы несколько раз по пути притормаживали на небольших площадках на обочине, чтобы отпустить подальше впередиедущую лошадь. На подъем нам понадобилось минут 10-15, и вот последний поворот, подъемчик и из-за деревьев вырастает громадина замка. Припарковав машину в означенном месте в тени под стеной, мы пошли в информбюро, наблюдая за толпами людей, под палящим солнцем плетущимся вверх и ожидающим на табло своего номера билета для входа в замок. Тетушка в информбюро добродушно встретила нас, дала билеты и сказала, что наша группа собирается в 18:20 у выхода из замка. Времени оставалось немного, мы погуляли по открытому внутреннему дворику, закупили открыток, пофоткали окружающие виды и к назначенному времени подошли к тому месту, где для обычных посетителей экскурсия заканчивается. В 18:15 из замка вышел последний посетитель и наш гид повела нас к лифту, расположенному в выступающей части главного здания замка. Как рассказал нам позже гид, лифт (конечно не электрический, а механический) был в замке изначально, правда использовался не для перевозки людей, а в технических целях, например для доставки пищи на разные этажи здания. В нашей группе набралось около 20 человек, большинство из них немцы, двое японцев, трое нас, русских, и еще ожидали несколько французов, но они так и не подъехали. К немцам прикрепили немецкоговорящего гида, к нас с японцами — англоговорящего и выдали аудиогиды. Мы прошлись по тронному залу, посетили гостиную, рабочий кабинет и королевскую спальню, а закончили экскурсию в знаменитом певческом зале, созданном специально для постановок опер Вагнера и расписанным сюжетами из них. К сожалению фотографировать внутри замка запрещено, а словами трудно передать обстановку величия, помпезности и роскоши внутреннего убранства. С другой стороны, замок действительно смотрится больше как музей, а не как место для постоянного проживания, с современной точки зрения он тяжел и неуютен. Но куда нам с нашими «двушками-трёшками» до баварских королей. А еще впечатляет красивейший вид, открывающийся из окон верхнего этажа на баварскую равнину и близлежащие озера…